![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
старпёр ![]() Группа: Friends Сообщений: 4221 Регистрация: 2.11.2011 Из: СССР Пользователь №: 9293 Спасибо сказали: 7680 раз ![]() |
Такое помните?
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#2
|
|
Нобелевский лауреат ![]() Группа: Модераторы Сообщений: 1862 Регистрация: 2.11.2011 Из: Ленинградская область Пользователь №: 9292 Спасибо сказали: 2738 раз ![]() |
Я помню, 1коп. без сиропа, 3 коп. с сиропом, а главное никто не боялся заразиться, намоешь стаканчик как следует и все дела...
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
Кандидат ![]() Группа: Friends Сообщений: 188 Регистрация: 3.11.2011 Из: Зеленоград Пользователь №: 9302 Спасибо сказали: 436 раз ![]() |
Эти вещи увековечены в фильме "Операция Ы" (Наваждение). Стаканы, конечно, регулярно разворовывались (еле написал это слово), но также регулярно восполнялись. У меня в институте было несколько подобных автоматов, только с несладкой и бесплатной газировкой , в понедельник обычно стояла толпа жаждущих с целлофановыми обложками от сигарет (стакан быстро исчезал), после обеда автомат уже был пуст...
|
|
|
![]()
Сообщение
#4
|
|
старпёр ![]() Группа: Friends Сообщений: 4221 Регистрация: 2.11.2011 Из: СССР Пользователь №: 9293 Спасибо сказали: 7680 раз ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#5
|
|
Кандидат ![]() Группа: Friends Сообщений: 188 Регистрация: 3.11.2011 Из: Зеленоград Пользователь №: 9302 Спасибо сказали: 436 раз ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#6
|
|
Академик ![]() Группа: Friends Сообщений: 550 Регистрация: 4.11.2011 Из: israel Пользователь №: 9305 Спасибо сказали: 555 раз ![]() |
Я в своё время по Союзу помотался капитально. Уже и не помню где, но точно, видел вариант с о стаканом/кружкой на цепочке.
|
|
|
![]()
Сообщение
#7
|
|
старпёр ![]() Группа: Friends Сообщений: 4221 Регистрация: 2.11.2011 Из: СССР Пользователь №: 9293 Спасибо сказали: 7680 раз ![]() |
|
|
|
Гость_SERJ_* |
![]()
Сообщение
#8
|
Гости ![]() |
Рождённым в СССР посвящается...
покупали в магазине обалденное лакомство - кукурузные хлопья. С сахаром - 10 копеек пачка и без сахара - 7. Заходя иногда в аптеку вы украдкой покупаете гематоген. Хотя вы и любили квас, но терпеть не могли за ним ходить с бидоном. В лифте вашего дома была надпись КИСС и АСДС на иностранном языке. Строительные патроны это вещь! Вы обожали вкуснейшие леденцы в жестянках - двух видов, в длинной жестянке и плоской, круглой. В овощном магазине вы пили сок. Самый вкусный - томатный, а ложечки для соли стояли в стакане с водой. Одно из самых ярких впечатлений - Елка в Кремле, там вам дали самый лучший подарок - красная пластмассовая башня, наполненная хорошими конфетами. Значки были в любом киоске Союзпечати. Hо вы их тогда почему-то не собирали... Самый крутой пионерский галстук - из Венгрии. Он отличался цветом и тканью. А за "ковбойский узел" вам доставалось от вожатой. Вы дрались до первой крови. За спортзалом или в раздевалке. Ваш одноклассник взорвал бутылку с водой набитую сухим льдом - оказалось это не так весело, потому что он едва не ослеп и сильно поранился. Вкусная "Хрустящая картошка" за 10 копеек, и на 1 рубль можно было купить 10 пакетиков... И где она сейчас, когда вам ее порой хочется? У вас была копилка в виде бутылки шампанского для 10 копеечных монет. Пионерский значок "За активную работу" и комсомольский "Ленинский зачет" - у вас их не было. Когда ваш родственник уезжал в Америку, то придти попрощаться - это было гражданским подвигом. А на следующий день в класс пришёл завуч и прочитал длинную лекцию о "предателях родины", которые едут жить к потенциальному противнику и при этом смотрит только на вас, хотя вы толком ничего не понимали. Самая красивая песня - "Лесной олень". Hо ее в школе не учат. Из макулатуры, которую собирают всей школой раз в месяц вам удается спасти (украсть!) пару очень хороших книжек. Если на день рождении не было салата с зеленым горошком (оливье) это был плохой день рождения! А еще у вас были наклейки. И переводные картинки, овальные, ГДРовские, с женщинами, Микки Маусом и др. Они располагались везде: зеркала, туалеты, гитары... Хотя в продаже их никогда не было, откуда-то все доставали. Говорили что из Грузии. Вы носили джинсы "Верея" со значком в виде медвежьей мордочки. За то, что вожатые разузнали, что это именно вы измазали пастой 5-ю палату с девчонками, вас грозились выгнать из пионерлагеря. О том, что бывают и черные маслины, вы узнали только в начале девяностых. Зато зеленые продавались в литровых банках и были в овощном всегда. Вы поджигали детскую пластмассовую лопатку, а потом с замираниеим сердца следили за стекающими с нее огненными каплями. Вы помните как вы ходили в планетарий! Вы носили синтетические футболки с мотоциклистами. Вы не можете спокойно слышать песню "Трава у дома". Кроссовки "советский адидас" - это круто. Их носили чуть не с нарядными платьями. Вы помните как в восьмидесятом - только на время Олимпиады - появились маленькие упаковки сока с трубочками, новозеландское масло в яркой упаковке и финские джемы в школьной столовой. Упаковки сохраняли, пытаясь дать им вторую жизнь. Что такое "кинозарисовки" - по телевизору между программами небольшие сюжетики под плавную музыку - вам объяснять не надо. А вот вашим детям... Вы тащились от сериала "Лесси", а все в классе мечтали о собаке колли. В СССР секса HЕТ! В четырнадцать, получив комсомольский билет, вы неожиданно понимали, что в рядах ВЛКСМ вам предстоит провести столько же лет, сколько вы к тому моменту прожили. Слово "ездить" имело вполне конкретное значение - за границу. Hачитавшись газет, вы думали, что комсомольская свадьба - это страшно романтично. Потом повзрослев понимали что это такая же мутота что и все остальное. Перед визитом иностранцев в вашу спецшколу во всех классах педагоги проводят инструктаж: "И главное - ничего у них не берите!". Ошарашенные англичане все же умудряются всучить вам - четверокласснику - открытку с видом Букингемского дворца. Испуганные мысли "Что ж теперь будет?!" преследуют вас еще месяц. В летние каникулы между девятым и десятым классом - безумно круто: поездка в Чехословакию (Болгарию) по обмену. Списки счастливчиков утверждаются за год. Все стараются утопить друг друга и никто не верит, что в Прагу можно стремиться лишь из желания посмотореть на архитектуру. Еврейских девочек и мальчиков в эти списки не заносят даже на первоначальном этапе. Это не афишируется, но и не обсуждается. Вернувшись из Праги одноклассницы щеголяют в одинаковых белых тапочках с трехцветными чехословацкими флажками. Вы бы себе таких не купили. Если бы вас включили в списки... Вы играли в пистолетики маленькие такие, отливавшиеся из свинца в форму, выдавленную на расчищенной и утрамбованной земле, с пластмассового оригинала-брелка - при наличии счастливого обладателя оного. Кусок пластины от старого автомобильного аккумулятора - дикое богатство. Вы знаете, для чего нужна велосипедная спица, согнутая под прямым углом; головка навинчена, а в неё плотно набита сера от спичек. Вы сумеете делать самострел из деревянной бельевой прищепки (если найдёте сейчас такую прищепку). Как он работал - непосвящённому за просто так и не объяснишь, а стрелял он хоть и недалеко, зато спичками, которые предварительно можно было запалить. Вы помните, как стреляли из самодельной духовушки, сделанной из тонкой и толстой трубок, и приводящейся в действие плоской такой резиновой лентой... блин, для чего же эта лента была нужна, кроме как для духариков?... Духовушки стреляли пластилином - из хорошего оружия можно было даже разбить дверной глазок противному соседу. Вы уверены, что шариковые ручки за 35 копеек предназначены не для письма, а для заколачивания в бетонную стену, с последующим ввинчиванием туда шурупа. Ваша первая в жизни программа была написана на собранном одноклассником "Радио-86РК". А ZX Spectrum назывался "Синклер" - и это было ааафигительно! Вы вопреки "глушилкам" слушали матерные частушки по "Голосу Америки" и ждали позывных "Сева, Сева Hовгородцев - город Лондон, Би-Би-Си!!!". Слово "Указ" для вас носит негативный оттенок, так как ассоциируется с одним единственным указом - "О мерах по борьбе с пьянством и алкоголизмом". Ассоциацию с обнимающимися и целующимися мужчинами у вас вызывает безобидная, казалось бы, фраза: "В аэропорту его встречали...". Кроме того, услышав это, вам неодолимо хочется зевнуть. К слову "Ява" вам подсознательно хочется добавить "явская" (и накинуть к сорока копейкам пятачок). Слова "разбилась банка пива" не ставят вас в тупик. Вы помните как во всех кинотеатрах висели эстетские фотографии советских киноактеров работы, кажется, Плотникова. Восторженные девочки за ради тех же портретов покупали журнал "Советский Экран". Если Смехов, то обязательно еще Смирнитский и Старыгин. Третья серия "Трех мушкетеров" называлась "Истерика Тереховой". Актер Конкин - прежде всего Павка Корчагин, а уж потом Шарапов. Hо потом все же Шарапов. За границу можно было поехать только через РАЙКОМ. Иначе - никак. Вы точно можете перечислить все фигуры при игре в резиночку" (если вы девочка). И как можно в это играть??? (если вы мальчик)… В 10-м классе, на день рождения вам подарили огромную бутылку дорогого одеколона Spartakus, а потом вы долго размышляли, почему от вас шарахаются девочки. Вы помните, что непременным атрибутом каждого дома была открывалка в виде волка Hу погоди, который держал в руках никелированную гитару. Ею не пользовались, она стояла за стеклом в сервантах. Вы с нетерпением ждали очень интересную передачу Америка семидесятых, где показывали интересные штучки про Америку, и когда семидесятые, а вместе с неи и передача, закончились, вам стало грустно. Жвачка Donald -- 1 рубль у спекулянтов... Зато там внутри картинка! Вы покумали вьетнамские пинг-понговые шарики, нещадно резали, и, завернув их обрезки в фольгу, делали дымовушки. Вы знаете, что магнитофонные катушки бывают по 270, 375, и 525 метров. Лучше всего 525, потому что на одну сторону можно записать один диск целиком. В каждом киоске продается неплохой чешский или польский журнал Svet socializmu. Там, если хорошенько поискать, можно найти кадры из фильмов с голыми женщинами. Вы быстрее всех в классе умели собирать кубик Рубика! Потом он сломался... У вас во дворе была Стройка. Ваши родители и дворовые дети постарше рассказывают, что Стройка была там ещё до вашего рождения. Она осталась там и тогда, когда вы, повзрослев, уехали. Hа Стройку лазали, и всегда в компании. Ходили страшные легенды, что на Стройке водятся Пидоры и Hаркоманы. Hи тех, ни других никто никогда не видел, но все боялись. В прокопанных под трубы подземных проходах имелась обильная наскальная живопись, объясняющая устройство этого лабиринта. Туда брали факелы. В особо незаметных местах Стройки из фанеры, найденной там же, строились халабуды. ОХОТА HА ЛИС -- это не изуверства разлагающегося буржуазного общества, а современнейший вид спорта. Еще фильм такой был про это. В пионерлагере вас как-то подселили в палату к Старшим и вы весь день слушали их (как вы поняли много позже, исключительно эмпирические) разговоры про Е..ЛЮ и П...У. Это было что-то из параллельного мира. Вы умели делать дротики. Для этого надо было взять четыре спички, обмотать их точно посередине лейкопластырем, с одной стороны вставить в центр иголку от маминой швейной машинки, а с другой - стабилизатор из сложенной вчетверо квадратной бумажки. Hа американской выставке вам дали значок, пакетик и кучу разных книжек. Hа следующий день у всех вокруг были такие же значки, а потом вы его выменивали кому-нибудь, кому не досталось. Hа жувачку с Дональдом. А цветной глянцевый журнал, где написано про Макинтоши и есть обалденный пиксель-арт, храните по сей день. Вы боитесь СПИДа. СПИД может заразить вас, даже если вы десять раз завернётесь в одеяло и начнёте громко петь песни Аллы Пугачёвой. Как именно можно заразиться СПИДом, вы не знаете, но подозреваете, что к этому имеют отношение Пидоры и Hаркоманы, которые, возможно водятся на Стройке. От этого походы на Стройку дают в кровь ещё больше адреналина. Hа определённом этапе вы понимаете, что на танке с проводным пультом дистанционного управления не надо было ездить. Он, конечно, некоторое время вас возил -- пока не сломался, но папа ради этого танка облазил весь Ереван, когда был там в командировке, и с дракой выторговал его у такого же командированного белоруса. Везде есть красные пластиковые солдатики. В странных позах. Слово презерватив -- ужасно неприличное. Вы помните про Бобби Сэндса и голодовку протеста в блоке "Эйч" лагеря Лонг-Кэш в Ольстере. О дивная лексика "Правды" тех лет: "Сепаратная кэмп-дэвидская сделка", "фарисеи из Белого Дома", "Ян Смит - палач Родезии", "Вашим санкциям труба, господин Рейган!" … Вы легко ответите на вопрос - кто такие Зигмунд Йен, Владимир Ремек, Мирослав Гермашевский, Иван Иванов, Арнальдо Тамайо Мендес, Берталан Фаркаш, Думитру Прунариу, Фам Туан и конечно же Жугдэрдемидийн Гуррагча! (Иванова звали Какалов, но об этом вам сказали позже)… Вы считали что Леонарду Пелтиеру надо дать свободу, хотя толком так и не поняли кто он и почему его так травит американское полицейское государство. Постоянно звучит фраза "Руки прочь от Hикарагуа!" Ах, какие замечательные мультфильмы были в братских странах соцлагеря. Рекс, Крот и Лелек с Болеком, Макси-пёс Фикс, Пишпунта и Гаяска и кот Стракош. И конечно Кржемилека с Вахмуркой! Вас дико прикалывали фамилии иностранных лидеров наезжавших в СССР: "председатель-основатель-Мобуту-Сесе-Секо-Куку-Hгбенга-Вазабанга", "фельдмаршал-президент-Иди-Амин-Ада", "председатель МПЛА-Партии труда Жозе Эдуарду Душ Сантуш". Поездка на трамвае стоит 3 копейки. Всё это было... было....... |
|
|
Гость_SERJ_* |
![]()
Сообщение
#9
|
Гости ![]() |
Праздники в СССР
с 31 декабря на 1 января - Новый год с 13 на 14 января - Старый Новый год 23 февраля - День Cоветской Армии и Военно-Морского флота (День защитника Отечества), отмечается с 1922 года 8 марта - Международный Женский День, отмечается в СССР с 1921 года Первое воскресенье апреля - День геолога, отмечается с 1966 года 12 апреля - День космонавтики, отмечается с 1961 года 22 апреля - родился Владимир Ильич Ленин, политический и государственный деятель, основатель СССР 1 мая - Международный день солидарности трудящихся 9 мая - День Победы, отмечается с 1945 года 19 мая - День пионерии, отмечается с 1922 года Последнее воскресенье мая - День химика, отмечается с 1980 года Второе воскресенье июня - День работников текстильной и легкой промышленности, отмечается с 1980 года Третье воскресенье июня - День медицинского работника Последняя суббота июня - День изобретателя и рационализатора, отмечается с конца 1950х Первое воскресенье июля - День работников морского и речного флота, отмечается с 1980 года Второе воскресенье июля - День рыбака, отмечается с 1988 года Первое воскресенье августа - День Железнодорожника. 12 августа - День строителя, отмечается с 1956 года Последнее воскресенье августа - День шахтёра, отмечается с 1948 года 1 сентября - День знаний, отмечается с 1984 года Первое воскресение октября - День учителя, отмечается с 1965 года (с 1994 г. 5 октября) 7 октября - День Конституции СССР, отмечался с 1977 года (с 1936 по 1976 год отмечался 5 декабря) 29 октября - День рождения Комсомола 7 ноября - Годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года 30 Декабря - 30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик |
|
|
Гость_SERJ_* |
![]()
Сообщение
#10
|
Гости ![]() |
Хочу в СССР!
Исследования социологов показывают: советское детство сейчас в моде. «Хочу обратно в СССР. Как хорошо тогда было — наверное, самое лучшее время в моей жизни» — все чаще и чаще эту фразу можно услышать не только от ветеранов, чья биография накрепко связана с советскими временами, но и от тех, кому едва-едва исполнилось 30. Люди, которым в 1991 году было по 13—15 лет, с любовью коллекционируют советские фильмы и обмениваются воспоминаниями о пионерском детстве. Ностальгия по советскому прошлому становится распространенным явлением среди тридцатилетних «Нам повезло, что наши детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи СВОБОДУ в обмен на ролики, мобилы, фабрики звезд и классные сухарики (кстати, почему-то мягкие)… С ее же общего согласия… Для ее же собственного (вроде бы) блага…«- это фрагмент из текста под названием «Поколение 76—82». Те, кому сейчас где-то в районе тридцати, с большой охотой перепечатывают его на страницах своих интернет-дневников. Он стал своего рода манифестом поколения. Анализ молодежных ресурсов интернета и других текстовых источников показывает: отношение к жизни в СССР поменялось с резко негативного на резко позитивное. За последние пару лет в интернете появилась масса ресурсов, посвященных повседневной жизни в Советском Союзе. «76—82. Энциклопедия нашего детства», пожалуй, наиболее популярный из них. Само название говорит о том, кто является аудиторией данного ресурса — все, кто родился в период между 1976 × 1982 годом. Одноименное сообщество в ЖЖ входит в тридцатку наиболее популярных. Его завсегдатаи с искренней любовью обсуждают фильмы про Электроника, гэдээровские «вестеры», лезвия «Нева» для безопасных бритв и напиток «Буратино». От «тупого совка» к «золотому веку» Забавно, что всего лишь полтора десятилетия назад те же самые люди, которые сегодня с нежностью вспоминают символы минувшей эпохи, сами отвергали все советское и стремились как можно меньше походить на своих более консервативных родителей. Странное беспамятство молодежи распространяется и на более близкое прошлое. На рубеже 80—х и 90—х значительная часть молодых людей мечтала вообще уехать — эмиграция даже в страну третьего мира считалась более привлекательной, чем жизнь в разваливающемся советском государстве: «Хоть тушкой, хоть чучелом, только быстрее из этого бардака». «Советская одежда — кошмар, убожество, носить невозможно, одни галоши „прощай молодость“ чего стоят. Советская техника сделана явно не руками, а чем-то другим: не работает, не чинится. Советские продукты — это колбаса, на 90% состоящая из туалетной бумаги, масло из маргарина и пиво на воде»… Кто бы лет пятнадцать назад осмелился отрицать эти аксиомы?! Но, как известно, время — лучшее средство от детской болезни левизны. Повзрослев, молодые люди перестали быть столь категоричными. Теперь уже воспоминания о телевизорах «Рубин», магнитофонах «Вега», духах «Красная Москва», клетчатых рубашках, красных пальто, мороженом по 15 копеек и газировке в автоматах вызывают легкую грусть и сожаления о том, что их никогда уже больше не будет. Советское прошлое стремительно обрастает трогательными легендами и на глазах превращается в прекрасный миф о золотом веке человечества. Современные тридцатилетние так жаждут сказку, что готовы ампутировать собственную память. В конце 80— х годов мало кому из них пришло бы в голову восхищаться песнями советской эстрады или советскими фильмами — уж слишком примитивно. Важнее было понять, как побыстрее разбогатеть, получить максимум разнообразия в сексе, добиться успеха и признания в большом городе. Вместо ВИА «Самоцветы» и фильмов о деревенской жизни последние советские подростки хотели смотреть голливудские триллеры и слушать Scorpions и Queen. Но время проделало с ними свой обычный трюк: сполна получив то, о чем мечтали на заре туманной юности, современные тридцатилетние стали мечтать о том, что так безжалостно когда-то презирали. И старые советские фильмы про войну и освоение целины вдруг обрели в их глазах смысл, который когда-то они видеть категорически отказывались. Почему люди, отвергавшие все советское, вдруг стали ностальгировать по времени, которое они едва успели застать? Если верить социологическим исследованиям, причин две. Одна из них лежит на поверхности: ностальгия по Советскому Союзу во многом просто ностальгия по детству. Идеализировать детские годы свойственно всем. Плохое забывается, остаются только светлые воспоминания о том, какой замечательный вкус был у мороженого и как радостно выглядели люди на демонстрации. Однако, похоже, для нынешнего поколения тридцатилетних ностальгия стала своеобразной религией, во многом определяющей их отношение к жизни вообще. Они гордятся тем, что им довелось жить в Советском Союзе, и считают, что именно советский опыт делает их несравнимо лучше современной молодежи, которая выросла уже после 91—го года: «И все-таки если бы я выбирал — выбрал бы конец 80—х. Я тогда еще ничего не понимал. Мне было 17—19 лет. Я не умел общаться, я не умел влюбляться, я ничего не хотел от жизни и вообще не понимал, как и зачем люди живут… Из этих лет я не вынес ничего, а — мог бы (это я теперь только понял). Наверное, поэтому они — самые теперь мои времена, любимые, сумбурные, неясные», — пишет roman_shebalin. Ему вторит другой автор интернет-дневника tim_timych: «Как же я хочу вернуться в детство! В наше детство. Когда не было игровых приставок, роликовых коньков и ларьков с кока-колой на каждом углу. Когда не было ночных клубов и все собирались на репетиции местной рок-группы, игравшей ДДТ и Чижа. Когда слово стоило дороже денег. Когда были мы». Причина такой «недетской» ностальгии, видимо, глубже, чем просто тоска о прошедшей юности. Идеализируя советское прошлое, современные тридцатилетние неосознанно говорят о том, что им не нравится в настоящем. От несвободного государства к несвободным людям «В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!» — это все из того же «манифеста». «Мы стали менее свободными!» — этот крик отчаяния звучит во многих записях. Вот еще одна цитата: «Вспоминаю о том времени, и основное ощущение — это чувство полнейшей свободы. Жизнь не была подчинена такому жесткому графику, как сейчас, и свободного времени было намного больше. У родителей отпуск был месяц, а если кто-то болел, то спокойно брал больничный, а не ходил еле живой на работу. Можно было идти, куда хочешь, и никто тебе не запретит. Не было кодовых замков и домофонов, не было охранников в каждом подъезде, в каждом магазине. Аэропорт был интереснейшим местом, откуда начиналось путешествие, а не частью зоны строгого режима, как сейчас. Вообще, табличек типа „Прохода нет“, „Только для персонала“, „Запрещено“ почти не было». Происходит странная метаморфоза воспоминаний. В Советском Союзе грозных надписей «Проход запрещен!» было куда больше, чем сейчас. Но наша память о детстве их аккуратненько стирает, а память об увиденном пару дней назад достраивает эти пресловутые таблички. Объективно советское общество было куда менее свободным, чем нынешнее. И не только в политическом плане. Жизнь человека двигалась по строго расписанному маршруту: районный детский сад — районная школа — институт/армия — работа по распределению. Вариации были минимальны. То же самое и с бытом. Все ели одинаковые биточки, ездили на одинаковых велосипедах и вывозились на одни и те же «Зарницы». Длинные волосы, косуха с клепками, даже элементарные джинсы — все это могло вызвать внимание милиции или как минимум осуждающие взгляды старушек у подъезда. Сейчас — ходи в чем хочешь и, если ты не похож на узбека-нелегала, милиции на тебя наплевать, да и бабушкам тоже, тем более что их вместе со скамеечками у подъездов уже почти не увидишь. Каждый мог стать революционером, нахамив по мелочи бригадиру или придя в школу без пионерского галстука. Сейчас мы живем в одном из самых свободных обществ за всю историю человечества. Речь опять-таки не о политике, а, скорее, о культуре и образе жизни. Государство по минимуму вмешивается в частную жизнь человека. Пресловутая «вертикаль власти», насквозь пронизывающая политический процесс, никогда не переступает порога квартиры. А само общество еще не успело выработать достаточно твердых норм и не может указывать гражданину, что можно, а что нельзя. Откуда же берется это ощущение несвободы? Скорее всего, оно идет изнутри. Нынешние тридцатилетние сами загоняют себя в очень жесткие рамки. Нужно работать и зарабатывать, нужно выглядеть прилично, нужно вести себя серьезно, нужно иметь мобильник с «блютузом», нужно есть пищу без ГМ-добавок, нужно читать Минаева и Коэльо. Нужно, нужно, нужно! У тридцатилетних настоящая свобода — это не свобода слова или собраний, а прежде всего возможность жить спокойно, не напрягаясь и иметь много свободного времени. А ведь от них ожидали, что они станут первым поколением, свободным от «совка», поколением энергичных строителей капитализма. В начале 90—х это примерно так и выглядело. Молодые люди с энтузиазмом занялись бизнесом, карьерой, с упоением окунулись в мир потребительских радостей. Но постепенно энтузиазм пошел на убыль. На каком-то этапе они просто «перегорели». Сегодня для большинства из них работа и карьера остаются основными жизненными ориентирами. Однако нет уже того драйва, который был неотъемлемой частью их жизни в 90—е. Большинство по-прежнему оценивает жизненный успех как возможность потреблять как можно больше: «Чем больше квартира, чем дороже машина — тем успешнее человек». Но многие вещи уже куплены, впечатления получены, амбиции удовлетворены. Жить скучно! КГБ в голове Если провести контент-анализ, скорее всего, выяснится, что частота употребления слова «безопасность» за последние двадцать лет выросла в сотни раз. В СССР была всесильная организация — Комитет государственной безопасности. Ее боялись, о ней рассказывали анекдоты. Но сама идея безопасности не была столь навязчивой. Зато сейчас это слово ключевое на всех уровнях — от высокой политики до собственной квартиры. Нас повсюду окружают секретные пароли. Войти в подъезд — код, открыть квартиру — несколько замков, включить компьютер — пароль, загрузить собственную электронную почту — снова пароль… Но никто ведь не навязывает эти правила, люди их выбирают сами. И с грустью вспоминают детство: «Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари — там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы, и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания». Игрушки с помойки против китайских сабель Детские игрушки и игры — это целый мир. У многих он оставляет куда более яркий след в памяти, чем взрослые забавы типа автомобиля «тойота» или должности начальника отдела. У миллионов советских детей был любимый мишка — кургузый, линялый, неубедительный. Но именно ему доверялись важнейшие секреты, именно он исполнял роль домашнего психоаналитика, когда нам было плохо. А с каким упоением мы играли в «красных» и «белых», вооружившись винтовками, выструганными из палок! Снова процитируем дневник пользователя tim_timych: «Каково было лазать по гаражным массивам, собирая никому не нужный хлам, среди которого иногда попадались такие жемчужины, как противогазы, из которых можно было вырезать резиновые жгуты для рогаток. А найденная бутылка ацетона с упоением сжигалась на костре, где из выброшенных автомобильных аккумуляторов плавился свинец для картечи, лянги и просто так, от нечего делать, ради интереса поглазеть на расплавленный металл». Рыночная экономика породила простой принцип: все, что востребовано, должно быть коммерциализовано. Помните, как в дворовых компаниях играли в рыцарей? Как делали из найденного на свалке хлама щиты и мечи? Теперь пластмассовые доспехи и оружие продаются в любом киоске: хочешь — пиратскую саблю, хочешь — скифский акинак. Стоит это все копейки: чтобы купить набор легионера или ковбоя, достаточно несколько раз сэкономить на кока-коле. Фейерверки и петарды продаются уже в готовом виде, и не нужно проводить химические эксперименты за гаражами. А плюшевых мишек китайского производства можно покупать мешками. Только все реже среди них обнаруживается тот самый косоухий уродец — любимый и единственный… Глядя на своих детей, нынешние молодые люди испытывают двойственные чувства. С одной стороны, завидно: пойти в киоск и за какие-то копейки купить точную копию пистолета-пулемета «Скорпион» с магазином и боекомплектом в тысячу пуль — да за это мальчишка 80—х, не задумываясь, согласился бы продать душу или выносить каждый день мусор! Вот только нет в нем аромата уникальности. В него не вложен собственный труд (когда бледный аналог такой штуки делался своими руками), с ним не связана исключительность случая (если это был подарок, допустим, привезенный из-за границы). И в итоге пылится это оружие где-то под кроватью: не беда — папа завтра новое купит. Папа не обеднеет, он хорошо зарабатывает. А вот ребенка жалко. Друзья остались в СССР Еще один повод для ностальгии — легенда о чистых и открытых отношениях между людьми. Вот alta_luna вспоминает: «Такой дружбы, какая была у моих молодых родителей с другими молодыми парами, больше у них в жизни и не случалось. Помню интересное — мужчины в командировках, женщины ждут». В другом дневнике читаем: «У нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали, о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами!» Тридцатилетние страдают оттого, что друзей становится все меньше. На них просто не хватает времени. Чтобы повидаться со старым другом, приходится договариваться о встрече чуть ли не за месяц. Да и сами встречи становятся все короче и формальнее: все заняты, у всех дела. Возможность в любое время связаться с человеком и отменить или изменить предыдущие договоренности провоцирует необязательность: «Извини, планы изменились, давай сегодня не в 5, а в 8 или лучше завтра в 5. А лучше давай завтра по ходу дела созвонимся и договоримся». Времени нет Большинство тридцатилетних недовольны своей жизнью, но не видят реальных возможностей ее изменить. Чтобы что-то менять, нужно время, а его-то как раз и нет. Стоит только на минуту приостановить стремительный бег, как сразу тебя отбрасывает на обочину. А этого тридцатилетние не могут себе позволить. «Скоро 30. Времени нет. Тахикардия, пульс 90 ударов/мин вместо положенных 70. Пью лекарство, не читая инструкции, доверяю врачу. Некогда ознакомиться с инструкцией по эксплуатации купленной машины, только отдельные пункты. Договор кредита подписал в банке, пробежав глазами. Лишь убедился, что там моя фамилия и код, служащим тоже некогда.Когда последний раз пил пиво с друзьями? Не помню, больше года назад. Друзья — роскошь. Только для подросткового возраста. С мамой разговариваю, когда она позвонит. Нехорошо это, надо бы самому почаще. Прихожу домой, жена и дети спят. Поцелую дочь, постою над сыном, обниму жену. На выходных включаю телевизор, медитирую в экран, одновременно перещелкивая все каналы, один некогда смотреть, да и неинтересно уже. Какую книгу я хотел дочитать? Кажется, «Анну Каренину», половина осталась. Не дочитаю, слишком большая. Не получается. Времени нет, бегу. Бегу. Бегу«, — жалуется на жизнь contas. Революция во имя велосипеда? «В последнее время очень часто думаю о том, какую великую страну мы просрали. Страна эта называлась СССР. Это была великая и свободная страна. Которая могла посылать всех и диктовать свою непреклонную волю всем на нашей планете Земля», — пишет в своем дневнике пользователь fallenleafs. Ностальгия по собственному детству порой плавно переходит в ностальгию по политическому режиму. Советский Союз стал ассоциироваться с государственным развитием, размахом, имперской мощью, а также со спокойной, стабильной и счастливой жизнью: «Это было время, когда не было безработицы, терроризма и национальных конфликтов, отношения людей были просты и понятны, чувства искренни, а желания незамысловаты». Ностальгия по прошлому в различные эпохи оказывалась весьма мощной движущей силой общественно-политического развития. Например, возвращение социалистических партий во власть в некоторых восточноевропейских государствах уже в постсоветский период также во многом было вызвано ностальгией по советским временам. Нам представляется, что в современной России ничего подобного произойти не может. Поколение тридцатилетних слишком аполитично, слишком погружено в личную жизнь, чтобы оказать серьезную поддержку хоть какой-то политической силе. И если неудовлетворенность собственной жизнью будет расти, это лишь еще больше подстегнет их политический абсентеизм. Вместо активных действий нынешние тридцатилетние выбирают тихую грусть о светлой поре своего детства, которая ушла безвозвратно. Последнее поколение советской молодежи в целом было отмечено благодатной печатью глубокого безразличия к политике. Пока взрослые ломали советскую систему, а потом на ее развалинах пытались строить что-то новое, молодые люди занимались личными проблемами. Единственная сфера общественной жизни, в которой это поколение преуспело, — это бизнес. Именно поэтому среди них так много бизнесменов или менеджеров и так мало политиков или общественных деятелей. Но желание связать безвозвратно ушедшее прошлое с безжалостным настоящим далеко не всегда может быть интерпретировано в русле политических акций. Ведь тоскуют не столько по социальному строю, сколько по плюшевым мишкам, казакам-разбойникам и первому поцелую в подъезде. Трудно представить себе революцию под лозунгом «Верните мне право кататься на велосипеде и быть счастливым!» Впрочем, в мае 1968—го французские студенты строили баррикады под лозунгами типа «Под мостовой — пляж!» и «Запрещается запрещать!». Кажется, лишенные политических амбиций нынешние тридцатилетние видят проблему исторических перемен совершенно по-другому. Советский мир позволял им быть человечными, а современность — нет. После всех социальных катастроф ХХ века впервые становится понятно, что в любом политическом устройстве главной и единственно важной фигурой остается человек. И буйство потребительских инстинктов — такая же обманка, как и коммунизм, обещанный к 80—му году. У нас больше не осталось иллюзий, у нас больше нет ни одной надежды на то, что спасение человека придет откуда-то со стороны — от политики или экономики, не так уж и важно. Нынешние тридцатилетние, похоже, первое поколение русских людей, оставшееся один на один с собой. Без костылей идеологии, без волшебной палочки-выручалочки в лице Запада. И тут воспоминания о советском прошлом действительно начинают жечь душу беспощадным огнем зависти. Для того чтобы ощутить собственную человеческую ценность, возможностей было мало, но все они были отлично известны каждому. Все знали, какие книги надо прочитать, какие фильмы посмотреть и о чем говорить по ночам на кухне. Это и был личностный жест, дающий удовлетворение и вселяющий гордость. Сегодняшнее время при бесконечности возможностей делает такой жест почти невозможным или по определению маргинальным. Человек оказался перед лицом чудовищной бездны самого себя, собственного человеческого «я», которое до сих пор всегда было удачно закамуфлировано проблемой социального запроса. Поколение тридцатилетних лишилось права на привычное местоимение «мы». Это растерянность не перед временем с его экономической жесткостью, но перед собственным отражением в зеркале. Кто я? Чего я хочу? Отсюда и медитации на тему юности. Человек пытается отыскать ответ на мучительные вопросы там, где он начинался как личность. Но это путешествие не в советское прошлое. Это путешествие в глубину собственной души и собственного сознания. |
|
|
Гость_SERJ_* |
![]()
Сообщение
#11
|
Гости ![]() |
Школьная форма в СССР
В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. (В целом, форма для девочек мало чем отличалась от дореволюционного образца). Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения. Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи» Оттепель «Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло. Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем. В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу». Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника» |
|
|
Гость_SERJ_* |
![]()
Сообщение
#12
|
Гости ![]() |
Легенды советского кино
Их не просто любили – им поклонялись, их боготворили, с них и созданных ими героев «писали жизнь». Их – таких возвышенно-прекрасных, удивительных, невероятно значимых и вместе с тем достоверных – не задумываясь, отождествляли с их героями, такими же безупречными и сильными, трогательными и нежными, умеющими любить и защитить всё, что им дорого. Созданные ими экранные образы не просто помогали строить и жить – они наполняли жизнь верой и смыслом. Вряд ли кому-то из сегодняшних звёзд кино, в чью раскрутку вложен ни один миллион долларов, могла присниться такая популярность, которая выпала на долю Любви Орловой, Татьяны Окуневской, Валентины Серовой, Нонны Мордюковой, Вячеслава Тихонова, Андрея Миронова, Иннокентия Смоктуновского. Одним словом, тех артистов, которых давно называют легендами советского кино. Это поистине были легенды. Удивительно, но они и на самом деле не прилагали никаких усилий, чтобы вызвать интерес к своей персоне чем-либо кроме своего творчества. Их биографии воссоздавались поклонниками по крупицам – ведь на фотографиях, выпущенных ограниченным тиражом и вмиг раскупавшихся с прилавков книжных магазинов, была лишь краткая справка с датой окончания театрального вуза и перечнем сыгранных ролей, которые и без того знали, цитировали, пересматривали и всё равно, словно праздника, ждали повторного показа. Эти артисты, благодаря которым появился «золотой фонд» советского кинематографа, были настоящими звёздами. Такими далёкими, яркими, недосягаемыми, окутанными покровом тайны. Им не было необходимости создавать шумиху вокруг собственного имени и подогревать интерес к премьерным фильмам. Каждую новую работу в кино публика ждала, словно первого полёта в космос. Есть мнение, что именно эти замечательные артисты и создавали особый мир под названием «советская действительность». И люди верили: вот с этими прекрасными современниками мы идём в светлое будущее. Лучшие советские фильмы, ставшие мировой классикой, такие как «Летят журавли», «Война и мир», «Цирк», «Анна Каренина», «Семнадцать мгновений весны», невозможно представить без Татьяны Самойловой, Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого, Сергея Бондарчука… Имена звёзд советского кино обладали таким же весом, как и созданные с их участием картины. Они оставили нам великое наследие, которое и сегодня потрясает, удивляет и впечатляет наших современников, заставляет искренне плакать и смеяться, сопереживать и снова и снова верить в то, что в жизни ровно столько добра и света, сколько мы сами можем в неё привнести. И, глядя на фотографии легенд советского кино, перелистывая их биографии, невольно вспоминаешь строки: Не правда ль, как в сказке – встают над землёй Погибшие звёзды. А свет их – живой!... |
|
|
Гость_SERJ_* |
![]()
Сообщение
#13
|
Гости ![]() |
Рабочий и колхозница
«Рабочий и Колхозница» — скульптурная группа из двух фигур (нержавеющая хромоникелевая сталь), поднявших над головами серп и молот. Высота около 25 м. Общий вес — 80 тонн. Авторы В. И. Мухина и Б. Иофан. Была создана для советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году. При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ВДНХ). Реставрирована в 1979. Скульптура стала символом советской киностудии Мосфильм. Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот, изготовлена из нержавеющей хромоникелевой стали. Ее высота от подножия до вершины серпа - 24 м. Рост рабочего - 17,25 м, рост колхозницы - 10 м. Общий вес - 80 тонн. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. Скульптуру везли в Париж, разобрав ее на 65 частей и уместив детали в 28 железнодорожных вагонах. Для сборки на месте в Париж направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Одиннадцать дней ушло на сборку - и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Там скульптуру водрузили в павильоне СССР как раз напротив немецкого павильона с гитлеровским орлом на макушке. После выставки скульптуру планировали переплавить, но она очень понравилась французам; парижане даже хотели оставить ее у себя. Из Парижа скульптуру вернули расчлененной на 44 части. При перевозке она была повреждена. За восемь месяцев (январь - август 1939 года) в Москве скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа - символом киностудии «Мосфильм». С её изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова "Весна". В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для "Мосфильма" уменьшенную модель своих "Рабочего и колхозницы". Выполненная из гипса, скульптура перешла в собственность студии 29 мая 1951 года - она получила право использовать её объёмное изображение на заставке к своим лентам. В соответствии с действующим российским законодательством "Мосфильм" произвёл перерегистрацию торговой марки в качестве охраняемого законом товарного знака сроком вплоть до 2009 года. С марки "Рабочий и колхозница" начинались такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв", "Калина красная" и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. Весь кинематографический мир стал ассоциировать это изображение как с именем "Мосфильма", так и с великими именами российских мастеров кино. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". В 1979 году скульптуру реставрировали. В перестроечные годы появилась идея установить монумент на стрелке Большого Каменного острова, между "Ударником" и Крымским мостом, однако это место оказалось занято Петром I работы Зураба Церетели. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу". Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. |
|
|
Гость_SERJ_* |
![]()
Сообщение
#14
|
Гости ![]() |
История ВДНХ
Город Москва собрал в себе невообразимое количество памятников культуры и искусства. Постоянно расширяя свои границы, город рос, приумножая достопримечательности. Так, на месте останкинских болот, где в 1934-м году сотрудники НКВД разогнали осевший там цыганский табор, уже через пять лет появилось одно из главных культурных мест столицы, которое на протяжении всей своей истории притягивало туристов со всего мира. ВСХВ(всесоюзная сельскохозяйственная выставка), ВДНХ(выставка достижений народного хозяйства), а позже ВВЦ(всероссийский выставочный центер) . Грандиозная по своим масштабам выставка достижений народного хозяйства, на которой за 65 лет побывал каждый восьмой житель планеты. Были в истории строительства ВСХВ - Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и достаточно загадочные, а местами даже мистические моменты. Одна из таких мистических историй рассказывает о том, что Вячеслав Константинович Олторжевский (главный архитектор ВСХВ) задумал сделать выставку не просто культурным центром Советского Союза, а центром всей Вселенной. Если посмотреть на генеральный план ВСХВ, можно увидеть, что площадь механизации, являясь центром выставки, напоминает солнце, вокруг которого расположились девять планет. На этой площади, по его задумке, должна была возвышаться фигура В.И. Ленина. Здесь мистика плана выставки, предложенного Олторжевским, не заканчивается, а только начинается… От Площади механизации, как от библейского Древа Жизни, разбегаются четыре источника, которые в точке пересечения, как в системе координат, образуют начало всех начал. Эта система сформирована с математической точностью - как египетские пирамиды - и заключена в правильный восьмиугольник - христианский символ обновления и обретенного райского блаженства. Эти знаки сочетались с огромным крестом и всевозможными символами буддийских и индуистских мифов. По прошествии небольшого количества времени главный архитектор всероссийской сельскохозяйственной выставки был сослан за Полярный круг, а план выставки был изменен. В воркутинском лагере специалисту по многоэтажным зданиям, который целых 10 лет перенимал опыт строительства небоскребов в Соединенных Штатах Америки, приходилось довольствоваться проектированием одноэтажных бараков. Об открытии некогда созданной им выставки Вячеслав Олторжевский узнал лишь из киножурнала, который показывали в лагере. На протяжении нескольких лет после своего открытия выставка множилась и не переставала удивлять многочисленных посетителей. Так было до 1941-го года, до начала войны. В тяжелые военные годы здесь стояли зенитные установки, а всевозможные павильоны были закрыты и лишены посетителей. Кстати, случайно или нет, но за все время войны на территорию ВСХВ (площадью 135 гектаров) не упала ни одна вражеская бомба! В то же время, в 1942-м году главному архитектору выставки вернули его свободу, после чего он стал личным консультантом вождя по вопросам высотного строительства. Второе открытие выставки произошло 1-го августа 1954-го года. При входе людей встречала только что отстроенная арка ошеломляющих размеров и удивляло отсутствие фигуры Сталина, на месте которой был открыт фонтан Дружбы народов. Шестнадцать позолоченных изваяний первоначально должны были символизировать союз всех республик. Но вскоре, когда республик осталось только пятнадцать, символика в очередной раз разошлась с реальностью. Через два года выставка стала полностью индустриально-промышленной, и получила новое название - ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства). После первого полета человека в космос, в 1961-м году, выставку, помимо всего остального, украсила копия ракеты Гагарина. Она, между прочим, была установлена на Площади механизации, в том самом мистическом центре, где, по планам Олторжевского, должна была возвышаться фигура тогдашнего вождя. Сам Вячеслав Константинович, по слухам, после освобождения так ни разу и не посетил свое творение. Он умер в 1966-м году, и еще мог застать измененную выставку. После 1990-го года выставка обрела свое третье, и пока последнее название - ВВЦ (Всероссийский Выставочный Центр). Теперь она отражала скорее настоящую действительность, а не мечты о будущем, как это было во времена Советского Союза. В 2002-м году даже подавалась заявка на проведение престижной международной выставки "ЭКСПО - 2010" в Москве. К сожалению, заявку не приняли, но, несмотря на это, Для многих жителей Москвы ВДНХ является местом первого свидания или других романтических приключений. Люди гуляют по этим великолепным местам, делают покупки, смотрят на достижения науки и техники, привезенные со всего мира, мечтают, да и просто заряжаются хорошим настроением и положительной энергией. Список некоторых павильонов ВДНХ: № 1 Центральный № 2 Народное образование № 4 Биология № 5 Физика № 6 Химия № 7 Семена № 8 Юные натуралисты № 9 Юные техники № 10 Стандарты № 11 Металлургия № 12 Профсоюзы № 13 Здоровье № 14 Вычислительная техника № 15 Радиоэлектроника и связь № 17 Лесная промышленность № 18 Электротехника № 20 Химическая промышленность № 22 Плодоовощеводство и картофелеводство № 23 Теплицестроение № 24 Судостроение № 25 Нефтяная промышленность № 26 Транспорт № 29 Цветоводство и озеленение № 30 Микробиологическая промышленность № 31 Геология № 32 Космос № 35 Главтабак № 38 Рыболовство № 44 Кролиководство № 45 Охота и звероводство № 51 Мясная промышленность № 55 Электрификация № 57 Игромир № 58 Земледелие № 59 Зерно № 60 Потребкооперация № 61 Центросоюза № 62 Охрана природы № 64 Оптика № 66 Культура № 67 Советская печать № 68 Угольная промышленность № 69 Товары народного потребления № 70 Москва № 71 Атомная энергия |
|
|
Гость_SERJ_* |
![]()
Сообщение
#15
|
Гости ![]() |
Наша Родина — СССР?
А. Дольский Я — представитель поколения «детей перестройки», того, которое одновременно можно назвать и последним советским, и первым несоветским поколением. Мы застали последние годы жизни СССР, но уже не были ни октябрятами, ни пионерами. Советское прошлое для нас существует в виде смутных воспоминаний раннего детства и рассказов родителей. И ещё – в виде культурного наследия. Все мы воспитывались, хотя бы отчасти, на советских мультфильмах, книгах, детских песнях; мы даже знаем, что такое грампластинки… Решительный перелом в жизни страны пришёлся как раз на то время, когда мы ещё не были сознательными и не могли оценить глубину и направление этого перелома. Мы росли в эпоху всеобщей переоценки ценностей, когда всё старое отвергалось с порога, когда слово «советский» звучало как клеймо, когда всем и каждому вменялось в обязанность отряхнуть со своих ног прах проклятого «тоталитарного прошлого». И вот теперь многие из нас смотрят назад с ностальгией по стране, которая давно умерла и похоронена в речах политиков тысячу раз. Ностальгия старшего поколения вполне понятна. Но чем привлекательна Страна Советов для молодых, которые в ней почти что и не жили? Разве нам не объясняли, что социализм – это очереди, талоны, нищета, железный занавес, концлагеря, стукачество, пропаганда, массовое безумие и т.д.? Неужели нам не хватает чего-то в нынешней «свободной и демократической» России? Расскажу о случае, который побудил меня написать эту статью. Через какое-то время после памятной всем «монетизации» одна бабушка пыталась проехать на трамвае бесплатно, по пенсионному удостоверению. Кондуктор спустила на неё собаку и высказала всё, что думает о стариках-дармоедах. Бабушка, смущённо оправдываясь, говорила, что она всю жизнь отдала Родине, с десяти лет работала в колхозе… «Это никого не интересует!». Мне до сих пор стыдно, что я тогда, стоя рядом, не послал эту кондукторшу ко всем её праматерям и праотцам за хамство и неблагодарность. Но, может быть, этого и не стоило делать? Кондуктор ведь тоже измученная жизнью и тяжёлым трудом женщина, и как больно и неприятно, что она кричит на такую же, даже более несчастную женщину – старую, больную, ограбленную и презираемую государством, на благо которого она столько лет трудилась. Как отвратительно, думал я тогда, что человек, имея пусть маленький, но кусочек власти – в виде бляхи ТТУ на груди, сразу теряет человеческие черты. И, словно в подтверждение моим мыслям, старушка сказала, выходя из дверей трамвая: «Раньше мы были людьми… даже в войну мы были людьми, а теперь озверели…». И я вдруг отчётливо понял, что, как бы ни оценивать советский строй, какое бы определение для него ни придумывать, – несомненно одно: он был более человечным, чем нынешний олигархический (бандитский, периферийный, дикий и т.п. – нужное подчеркнуть) капитализм. Ведь на самом деле удивительно: в годы тяжелейших испытаний, какие нам и не снились, несмотря на все материальные трудности, советские люди сохраняли человеческое достоинство, а взаимопомощь считалась нормальным явлением. Вообще, нормальными явлениями тогда считалось всё то, что сейчас кажется странным и диким. Любовь к Родине. «Страна героев, страна мечтателей, страна учёных. Путеводная звезда всего прогрессивного человечества. Ради такой страны мы готовы пойти на любые жертвы». (Сейчас скажут: жертвовать? вот ещё!). Коллективизм. «Мы все – одна большая семья, мы строим коммунизм, это наше общее дело, и каждый должен стараться принести максимальную пользу обществу». (Сейчас скажут: тебе что, больше всех надо?). Уважение к труду. «Кто не работает, тот не ест. А кто работает честно и добросовестно – тому почёт и слава, о нём пишут песни и снимают фильмы». (Сейчас скажут: а зачем спину гнуть, когда можно разбогатеть на халяву?). Уважение к знанию. «Самая читающая страна в мире. Учиться, учиться и ещё раз учиться. Каждый должен знать и уметь как можно больше, а быть невеждой и двоечником стыдно». (Сейчас скажут: ты что, ботаник?). Нравственное самосовершенствование. «Будь достоин высокого звания строителя коммунизма. Будь нетерпим к малейшей несправедливости. Нерадивых старайся исправить личным примером». (Сейчас скажут: дурак). Формы, в которых всё это выражалось, сейчас выглядят слегка наивными и зачастую могут вызвать лишь иронию – тем более очевидно, что в действительности все складывалось иначе, чем на словах. Но все упомянутые черты и качества – подлинно человеческие качества – целенаправленно культивировались в Советском Союзе. Большинство «простых советских людей» искренне разделяли все эти гуманистические принципы и руководствовались ими в жизни. Я говорю именно о большинстве, оставляя за скобками партийных, комсомольских и прочих начальников, оставляя за скобками антисоциальные элементы, которые есть в любом обществе. Так или иначе, «средний человеческий тип», существовавший в СССР, в нравственном отношении был явно выше нашего – не думаю, что кто-то будет оспаривать это утверждение. Именно благодаря ему Россия смогла превратиться из страны лапотной и неграмотной в страну с развитой индустрией и лучшим в мире образованием; смогла одержать победу в страшнейшей из войн и первой выйти в космос. Именно перед этими людьми, которые в грязи и холоде строили ДнепроГЭС и «Магнитку», таранили вражеские самолёты, несли свет знания в глухие деревни, мы, наше поколение, находимся в неоплатном долгу. Почему они были такими? Дело не только в идеологии. В Советском Союзе существовало больше возможностей для полноценного развития человеческой личности. Право на труд и на отдых, бесплатное образование и медицина, дворцы культуры, библиотеки, детские площадки – всё это было реальностью, а не пустыми декларациями. Я смотрю на фотографию двадцатилетней давности, где участники клуба юных техников вместе со взрослыми увлечённо собирают макеты самолётов и космических ракет, и думаю: как странно эта фотография смотрится из сегодняшнего дня. Да, советское государство было авторитарным, но оно почему-то стимулировало людей равняться на космонавтов, а не на бандитов. Мечтать о научных открытиях, а не о крутых тачках, клёвых тёлках и загородных виллах. И без преувеличений великая советская культура (та, на которой отчасти выросло и наше поколение) в своих лучших проявлениях воспитывала в людях человечность, патриотизм, жажду самосовершенствования. Я читаю роман Вениамина Каверина «Два капитана» и думаю: да, в СССР хватало начальствующих дураков, подхалимов, негодяев, доносчиков, но ведь были и люди, подобные Сане Григорьеву – сильные, честные, целеустремлённые, готовые преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия ради блага своей Родины. Я завидую таким людям. Они жили в стране, которой больше нет. В той стране завидовать Сане Григорьеву и стремиться подражать ему было естественным и само собой разумеющимся. В этой, теперешней – стрёмно. Ибо нам объяснили, что стремление к подвигу есть следствие массового психоза, насаждавшегося «тоталитарным режимом». Самоотречение и самопожертвование свойственно только фанатикам, и нет никакой разницы, во имя каких идеалов оно совершается (ведь, «как известно», нет никакой разницы между коммунизмом и фашизмом). Любовь к Родине, взаимопомощь и бескорыстие – это остатки рабского совкового менталитета. А нормальный человек должен прежде всего думать об услаждении собственного брюха. Все эти замечательные идеи в явном или неявном виде навязываются молодёжи всеми возможными средствами, от СМИ до школьных учебников. Но лучше всякой пропаганды влияет на сознание реальная жизнь, в которой социальным образцом является не честный труженик, а человек, сколотивший капитал любым способом. Чем меньше у тебя идеалов, совести, порядочности, тем большими конкурентными преимуществами ты обладаешь. И большинство молодых людей, даже если они недовольны существующим строем, не задумываются об альтернативе или не верят в неё. Верить в альтернативу, конечно же, сложно, после краха СССР и глубокого упадка левого движения в России, после многолетней промывки мозгов в духе бездумного потребительства. Но всегда были, есть и будут те, кто в неё верит (включая автора этих строк). И при сравнении нашей эпохи с эпохой советской – многие черты которой настолько нереальны, что кажутся сказочными – возникает вопрос: а не слишком ли велика была цена, заплаченная в 1991 году? Стоило ли разрушать экономический и культурный потенциал страны ради того, чтобы кто-то получил возможность ругать Маркса и ездить по заграницам? Стоило ли платить за свободу и процветание меньшинства нищетой и страданиями большинства? Или, как сформулировал в своём интервью Нобелевский лауреат Жорес Алфёров: «Променять несовершенный, бюрократический, но социалистический строй, в котором пусть с дефектами, но всё же реализовывались гуманистические принципы, на сомнительную свободу жить в условиях дикого капитализма, олигархии, ограбившей миллионы людей, государство ограбившей – значит согласиться на несоразмерную, катастрофическую цену» [1]. Конечно же, ставить такой вопрос сейчас не вполне корректно. К концу 1980-х годов всем было очевидно, что реформы жизненно необходимы. На мой взгляд, вполне можно было осуществить демократизацию и дать людям свободу предпринимательской инициативы в сфере мелкого и среднего бизнеса, не утрачивая при этом всех достижений «социального государства». Но случилось то, что случилось: советский строй рухнул, и главным образом не из-за вражеских происков, а под грузом собственных проблем и противоречий. Это не означает, что 74 года были какой-то исторической аномалией, изначально обречённым на провал экспериментом, не принесшим ничего, кроме бессмысленных жертв. Наоборот: сейчас, когда прошло столько лет после крушения Союза и всеобщего разочарования в социализме, можно более трезво оценить значение советского периода истории для нашей страны и всего мира. Нужно учесть, что Октябрьская революция была первым в мировой истории опытом реализации социалистических идей в масштабах страны. Попыткой построения общества, о котором на протяжении веков мечтали миллионы людей, от первых христиан до Фурье и Маркса. Именно поэтому Советский Союз практически всегда был предметом ненависти и страха правящих кругов Запада и долгое время – надеждой всех угнетённых в мире. Он представлял собой принципиально новую цивилизацию, отличную от капиталистической, и претендовал на то, что эта цивилизация когда-нибудь придёт на смену капитализму. Как мы знаем, этого не произошло, и в конечном итоге попытка построить новое общество окончилась неудачей. Но сама по себе эта попытка столь сильно повлияла на весь мир, что, по словам английского историка Эрика Хобсбаума, историю двадцатого века «нельзя понять без русской революции и её прямых и косвенных последствий» [2]. СССР сыграл решающую роль в победе над нацистской Германией во Второй Мировой войне и, что бы сейчас ни говорили, спас народы Европы от перспективы «тысячелетнего рейха», а социальные реформы, благодаря которым капитализм к 1960-м годам обрёл «человеческое лицо», проводились во многом как ответ на «красную угрозу». Трагедия заключалась в том, что построение социалистического общества пришлось совмещать с превращением аграрной страны в индустриальную – то есть, по существу, с созданием предпосылок для этого общества, да ещё в крайне неблагоприятных условиях хозяйственной разрухи, «капиталистического окружения» и угрозы новой мировой войны. Те процессы, которыми сопровождалась индустриализация в странах Западной Европы, повторялись и на нашей почве, только будучи спрессованными во времени и отягощёнными специфически российскими условиями. Немногочисленный рабочий класс, прогрессивно мыслящий, но слабый в перестраивающейся крестьянской стране, передал всю полноту власти партийной организации, которая со временем превратилась в бюрократическую машину. В результате строящийся в России социализм в период правления Сталина стал напоминать нечто вроде «азиатского способа производства» с эксплуатацией крестьянства в колхозах, принудительным трудом заключённых ГУЛАГа, бесконтрольностью власти и огромным чиновничьим аппаратом. В то же время советская система выдержала испытание войной и обеспечила колоссальный рывок из отсталости к прогрессу, превратила Россию из полупериферийного государства, фактической колонии западных стран, в государство, определяющее судьбы мира. Всё вышесказанное может служить лишь объяснением, но никак не оправданием чрезвычайной жестокости, сопровождавшей этот рывок. Тем не менее, было бы несправедливо отвергать социалистическую идею из-за преступлений, которые были порождены как субъективными личными качествами Сталина (политические репрессии), так и объективными обстоятельствами перехода к индустриальному обществу (издержки коллективизации). Нельзя не заметить, что в ходе своей эволюции советский строй избавился от многих отрицательных черт, свойственных периоду «ударного строительства социализма». Однако слишком велика была сила инерции. Плановая экономика, которая успешно справлялась с задачами создания новой индустрии, с течением времени становилась всё менее динамичной, а главная опора всей советской системы – бюрократия – в конечном счёте и погубила эту систему своей косностью, неэффективностью и жаждой наживы. Можно без преувеличения сказать, что весь двадцатый век как для нашей страны, так и для всего мира прошёл под знаком СССР. Это становится особенно очевидным сейчас, когда Советского Союза уже нет на карте. Борис Акунин в своём рассказе «Проблема 2000» показал, возможно, сам того не желая, огромное историческое значение пережитого нами прошлого [3]. В рассказе происходит некий сбой во времени, в результате которого молодой дворянин, «прожигатель жизни», попадает из последнего дня девятнадцатого века сразу в двадцать первый, а «новый русский» оказывается на его месте. Оба героя успешно «разруливают» возникающие неприятности, в итоге они отлично устраиваются каждый в своём времени и прекрасно заменяют друг друга, несмотря на разницу в манерах и лексике. Напрашивается печальный вывод: то, что с нами происходит сейчас – не что иное, как регресс, возвращение вспять, возрождение «славных» традиций сословного неравенства, мракобесия и отсталости. Для паразитов – сладкая жизнь, для трудящихся – голод, нагайка и проповедь. Мы теряем всё лучшее, что достигли за советское время. Мы бездарно проедаем советское наследство (инфраструктура, промышленность, образование, наука…), не создавая почти ничего взамен. На фоне наших «достижений» всё более становятся заметны реальные достижения советского строя, который, при всех своих пороках, был нацелен на прогресс в широком смысле, на совершенствование человеческой природы, на мир, в котором персонажам рассказа Акунина не нашлось бы места. И становится понятнее, почему нынешние «хозяева жизни» стремятся стереть или выхолостить всякую память о прошлом (взять хотя бы недавнюю попытку убрать серп и молот со Знамени Победы). Потому что это прошлое воплощает собой альтернативу капитализму, потому что серп и молот – это символы государства, рождённого рабоче-крестьянской революцией. Само государство умерло, но идея социальной справедливости не умрёт никогда, как бы об этом ни мечтали власть имущие. Советский Союз, безусловно, нельзя представлять себе как некий потерянный рай – если бы он был таковым, он бы не рухнул в одночасье. Приходится признать и то, что нынешнее наше государство во многом является историческим наследником исчезнувшего: современная бюрократия была вышколена в недрах советского чиновничьего аппарата, потребительская психология стала формироваться в умах еще советских людей и так далее. Все это так, но тем важнее и ответственнее наше дело: мы должны проанализировать и учесть ошибки прошлого и одновременно сохранить лучшее из советского наследия, чтобы попытаться возродить его в новых условиях. Выбор между новым Октябрём или продолжением деградации зависит только от нас. |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 26.4.2025, 21:02 |